Безусловно золотой век фотографии в её классическом понимании уходит. Нет, конечно, число снимающих людей в мире растёт в геометрической прогрессии.
Да и фирмы большой тройки держа нос по ветру, засыпают нас новинками из области фотоиндустрии - зеркальные, беззеркальные, системные, не говоря о приличном выборе камер от фирм второго эшелона. И ещё смартфоны, которые подтянули свои фотовозможности до вполне приличных результатов. В общем, число кадров и мегабайтов стремительно ползёт в верх.
Но вот конечный результат в виде фотографий, которая будет повешена на стену или положена в альбом, такими же стремительными темпами сходит на нет.
И вся эта геометрически растущая масса фото файлов, от шедевральных до посредственных, оседает безликим скоплением нулей и единиц на облачных серверах. Лишь изредка мимолётное движение пальцем на мгновение оживляет эти фотографии на экранах смартфонов.
Падение интереса к печати отразилось и на предложении фирм в разделе фотопечати. Если посмотреть на сегодняшние реалии, то для увлечённого домашнего фотолюбителя для печати форматом A3 c вменяемой ценой за принтер и с претензией на фотокачество доступно всего две модели принтеров. Это Epson XP15000 и Canon PRO-100S.
Безусловно, если бы фирма Epson не потеряла чувство меры, увлекшись своим детищем под названием фабрики печати. То герой нашего обзора был бы принтер Epson XP15000. Однако ценовая политика фирмы, продающая в России этот принтер в два раза дороже чем за “бугром”, и всё ради поддержки устаревшего монстра с баночками под названием L1800, полностью лишает модель XP15000 хоть каких-то перспектив на существование.
Да и модели по старше от Epson шокируют выходками из серии “ЖАДНОСТЬ” как например P-800, блокирующий не полностью израсходованные стартовые картриджи если они хоть единожды были вытащены (заменены) из принтера
Подсознательно понимают это и обычные фотолюбители, постепенно оживляя продажи принтера Canon PRO-100S.
Число вопросов по этому принтеру постоянно растёт, собственно, как продажа чернил и совместимых картриджей.
Текущий полугодовой запас картриджей для PRO-100S был буквально выметен после новогодних праздников.
Оживление интереса к модели Canon PRO-100S с подвигло написать этот обзор.
Принтер на рынке уже более 4 лет и ещё до этого модель без префикса “S” примерно столько же. Обзоров, как заказных, так и реальных написано не мало. Мы же акцентируем внимание та том, что обычно не пишут в хвалебных одах. Собственно, как о достоинствах, так и недостатках модели.
Цена:
Ценник на начало 2019 года колеблется возле 37 тр. Безусловно это не мало. Но допустим сравним с хитом от Epson, фабрика печати - Epson L805 имеет ценник около 20 тр. Разница в 17 тр.
Много это или мало каждый решит для себя сам, причитая дальнейший обзор. Но уточняем - в данном обзоре принтер рассматривается как инструмент фотолюбителя (проще говоря десятки печатных работ в месяц),
а не мини типографии (которые по сей день делают из принтеров Epson) с производительностью 3-4 тыс. копий в месяц.
Конструктив:
Модель создана давно. Это и хорошо, и плохо. Хорошо в том смысле, что это классический проф. принтер.
Много железа, он большой весьма тяжёлый. И явно рассчитан на срок службы больше, чем два три года.
Плохо в нём остались некие несуразности прошлого века (к примеру: ограничение длинны отпечатка).
Съёмная ПГ:
Печатающая головка на этом принтере быстросъёмная. В каких-то критических случаях её можно достаточно просто отмочить, восстановив работоспособность принтера.
Безусловно у неё ограниченный ресурс, как по сроку жизни, так и по числу отпечатков. Но стоит она около 10 тр. И при любительском использовании точно протянет 3-4 года.
Благодаря отсутствию модных 1 пикалитровых капель эта ПГ достаточно надёжна.
Нет проблем с заправкой:
Для тех кому дорого кормить принтер оригинальной “расходкой” и качество рассматривается сквозь призму цены (готов мирится с падением качества), Canon PRO-100S можно без проблем заправлять.
Существуют авточипы и ДЗК. При желании можно печатать просто отключив уровень чернил (чего допустим нельзя сделать на модели PRO-1).
Ко всему прочему, в комплекте к 100S идут прозрачные полноразмерные картриджи, которые можно без проблем заправлять.
Формат печати:
В многочисленных обзорах не акцентируется, но PRO-100S больше, чем A3+ принтер. Максимальная ширина запечатываемого формата при ручной подаче 349 мм.
Т.е. при стороне кадра 2/3 вы получаете картину на стену размером запечатанного изображения 349 x 523 мм. Прибавив паспарту и багет получаем весьма внушительную картину,
для которой не у всех и место-то на стене найдётся. Но есть и капля дёгтя, как и бытовых моделях от Canon, введено ограничение на длину отпечатка, всего 670 мм.
Для фото работ на стену этого конечно будет в большинстве случаев достаточно, а вот допустим, если захотите сами сделать фото книги,
то максимальный формат, который сможете освоить, всего 33 x 33 см.
К стати, ограничение длинны печати это какой то "бзик" японского производителя. Ладно PRO-100S бытовой принтер и всё такое.
Но вот как быть, когда теже нелепости в профессиональном PRO-1000 формата A2.
Чёрно белые фотографии:
Наличие двух серых цветов может вводить в заблуждение относительно какой-то улучшенной способности к печати ч\б фотографий.
Это не так, два серых цвета нужно для более корректной работы алгоритма растрового аппарата на крупных каплях (3 пкл.)
Качественные характеристики именно ч\б воспроизведения ничем не отличаются от обычных принтеров с доп. серым цветом.
И определяются в большинстве своём общей цветовой нестабильностью используемых водорастворимых красителей.
Можно сделать хоть 10 серых цветов, но из-за органической природы красителя под разными спектральными характеристиками ламп освещения,
чернила будут переливаться всеми цветами радуги.
Другими словами, два серых цвета в большей степени повышают качество цветной печати, а не ч\б.
Удивляет дата производства принтера, с пылу с жару, только с завода. Это радует, судя по всему модель переживает свой Ренессaнс.
Как и описывалось выше, комплектные стартовые картриджи достаточно большие и прозрачные - мечта заправщика.
Печатающая головка, как и положено, идёт в герметичной упаковке в консерванте. А не как в бытовых современных моделях на сухую, чтоб быстрее из строя вышла.
Перед стартом, печатающую головку лучше “прокапать” промывкой, чтобы не делать это дорогущими чернилами из стартовых картриджей. Салфетка и немного промывки полностью решают эту задачу за счёт капиллярного эффекта.
Как видно на салфетке остатки следов синего консерванта.
После такой операции обычно не требуется никаких дополнительных прочисток, все дюзы сразу на месте.
Растр:
Для начала продемонстрируем, что пикалитры и разрешение в рекламных проспектах не говорят ни о чём. Надо смотреть на реальное качество растра и цветовоспроизведения.
Два одинаковых изображения распечатаны в режиме качества №1. Один на бытовом 4-цветнике Canon, другой на классическом растре цветоделении с крупной каплей PRO-100S.
Вот собственно, чем и отличается классическая 6-цветная схема цветоделения (2 серых это доп. бонус в плавности градиентов) от новомодных 4-цветников с высоким разрешением. Для ориентира - высота башни на реальном отпечатке всего около 10 мм.
Результаты по растру на PRO-100S весьма неплохие, как минимум сразу видно, за что берутся лишние кровно заработанные.
Не смотря на то, что статья про Canon PRO-100S, сравним качество растра с прямым конкурентом Epson XP-15000. Для начала, с большим увеличением продемонстрируем как формируется растр на одном из светло-серых цветов.
Как видим, благодаря двум серым цветам Canon более формирует более плотный растр, что безусловно скажется на разрешении. Интересно другое, по факту Canon с каплей 3пкл. Имеет такие же по размеру точки как и Epson в величиной капли в 2 раза меньше.
Т.е. да эпсон может печатать мелкой точкой, но где написано, что он это делает всегда и на всех цветах ? Судя по всему 1.5пкл на Epson это такой же маркетинг как и у Canon с его моделями на 1 пкл.
Приведём формирование растра ещё на паре цветов, уже с более плотной заливкой.
На “плашечных” цветах растр у Epson становится до неприличия крупным. Похоже для увеличения скорости печати печать идёт максимально крупными каплями, из за этого на равномерных цветах появляется зернистость.
Скорее всего, в приведённом выше примере на сером цвете у Epson это и есть самая мелкая капля. Как мы и писали выше пикалитры это в рекламе, а реальное разрешение на отпечатках строит свои коррективы.
В сравнении растра реальных цветов, а не мир для тестов, Canon PRO-100S имеет лучшее “видимое” разрешение, чем Epson XP-15000.
Печать ч\б фото:
Сразу оговоримся, раз на принтере написано крупными буквами PRO, то и претензии по качеству именно с высоты этих букв.
В сети много отзывов как классно этот принтер печатает ч\б фотографии. Вполне возможно на фоне бюджетных принтеров это и так. Мы же пишем свои мысли и впечатления по этому поводу относительно классической “серебряной” ч\б печати.
Для начала небольшое ограничение - что-то похожее на ч\б (по глубине чёрного цвета) можно получить только на качественных микропористых фотобумагах. Обычно эти бумаги идут в глянце или полуглянце.
Для тестирования был создан коллаж из ч\б работ. Ниже приведён оригинальный файл (с лева) и скан отпечатка (с права).
Судя по скану всё очень неплохо. Но увы – это только под строго лимитированным источником освещения калиброванного сканера.
Как только отпечаток попадает в реальное освещение (в худшем случае под LED лампы), вся прелесть радикально чёрного пропадает. Появляются посторонние “резонансные” налёты цвета.
Собственно, вины принтера как таковой тут нет, это особенность чернил на основе красителей, её (особенность) надо знать и понимать.
Кстати, в драйвере есть отдельный режим печати ч\б. Обычно в бытовых моделях печать в этом режиме идёт только чёрным картриджем, а полутона формируются растром.
В PRO-100S данная опция работает по-другому, принтер с данной опцией печатает всеми цветами, с попыткой оптимизации изображения. Делает он это плоховато. Печать в обычном цветном режиме заранее подготовленных ч\б файлов показывает более лучший результат.
Мы достаточно много экспериментировали с печатью ч\б на этом принтере. Единственно доступный вариант использования с результатом, приближенным к профессиональному, выглядит примерно так:
Печать с профилем, построенным под источник света CIE A. Фотография на стену с освещением галогеновыми светильниками.
Если основное освещение будет с хорошим спектром и постоянно (галоген самый дешёвый и качественный вариант), то ч\б работы смотрятся весьма неплохо.
А вот печатать Canon PRO-100S в цветопробы с преимущественным содержанием ч\б изображения или макеты на утверждение, не стоит. Слишком зависимо будет восприятие оттиска с данного принтера от внешнего освещения.
На резонный вопрос: а какой принтер для дома сможет обеспечить хорошее ч\б качество без плясок с бубном – ответ таких принтеров нет.
Для больших форматов такие принтеры есть, к примеру всё начиная от Canon PRO-1000 или Epson P800. Даст прекрасное детализированное изображение на форматах близких к размеру A2 или выше.
К сожалению при попытке на данных принтерах печатать изображение меньшего формата (A3 и меньше), вы будите терять в “микроразрешении” отпечатка.
Чем это грозит особенно в сравнении с рассматриваемым в этом обзоре PRO-100S можно прочитать в небольшой публикации.
Цвет:
Это одна из самых важных составляющих для фотопринтера. Субъективную оценку оставим в стороне, сравнивать будем построенные профили.
К сожалению, тут не обошлось без казуса. Если для Epson в России доступен весь ассортимент фирменных фотобумаг,
то для Canon даже “попсовый” Pro Platinum не в каждом крупном городе можно купить.
Ну как бы, что есть, то есть. Эпсон спрофилирован на (Proofing Paper), а Кэнон на бытовой (Pro Platinum).
Инструментальные измерения:
Epson XP-15000 – 826k dE
Canon PRO-100S - 754k dE
Результаты скажем так на твёрдую четвёрочку, не более того. Особенно если учесть, что были использованы оригинальные чернила и дорогущие фотобумаги (около 60 руб. за лист A4).
Скриншоты для сравнения на разных диапазонах яркости представлены ниже.
При малых значениях L термоструйная печать имеет преимущество перед пьезоструйной. Связано это с более поверхностным напылением красителя.
И хотя вклад в общее числовое значение охвата данный участок вносит минимальное, при визуальном просмотре преимущество на данном диапазоне очень бросается в глаза.
L=30, из особенностей это вклад красного цвета на XP-15000, судя по всему он именно такой яркости и по этому показывает на данном участке охватов показывает максимальное влияние.
Если вам важен этот диапазон в цвете Epson ваш выбор. Но учтите, всё это только на оригинальных чернилах.
L=50, любимый график маркетологов. Тут обычно всегда и у всех всё хорошо. Ещё заметно влияние красного красителя в охвате, и фирменный раскидистый “язык” Epson в зелёных тонах.
На сколько он вам нужен демонстрирует зелёный график sRGB – это то, в чём смотрят изображение 99% пользователей. Если же взять класс ноутбуков средней ценовой категории,
то большинство их матриц (даже IPS) до sRGB не дотягивают. Делайте правильные выводы. Если для вас важен данный диапазон, покупайте мониторы способные воспроизводить Adobe RGB.
L=80, ощутимое приемущество пьезоструйной технологии с обильным наливом чернил. Влияние красного на XP-15000 почти не заметно.
Теперь небольшое лирическое отступление, а почему мы поставили 4 балла, а не 5?
Как мы и писали ранее, в первых моделях Epson L800, когда ещё не вводилось искусственного ограничения по цвету, данный принтер показывал просто великолепные результаты. К примеру, профиль Epson L800 (старые версии) на чернилах DCTec и не дорогой фотобумаге Славич даёт охват – 882k dE
Скриншот сравнения Epson XP-15000 Canon PRO-100S и L800(старые модели)
L=80, как видим на не дорогой бумаге и на совместимых чернилах старые модели L800 имели глобальное превосходство.
Комментарии, как говорится, излишне. Если учесть, что более половины всех принтеров в России работают на “совместимке”, то разница будет ещё больше. Думаем, что рассматриваемые в этом обзоре A3+ принтеры на совместимке в лучшем случае преодолеют барьер в 650 K. Впрочем, мы это проверим в рамках данного обзора.
Но согласитесь, что 650 к и 882 к весьма значительная разница в охвате. Особенно учитывая, что охват 882к обошёлся раз в 12 дешевле по “расходникам”.
Корни искусственных ограничений в цвете растут из маркетинга старших моделей. Началось всё с того, когда народ стал сравнивать принтеры на пигменте и водянке. И проф. принтеры на оригинальных дорогущих пигментных чернилах оказывались не в выгодном свете.
Поэтому все последние модели на водянке искусственно “поджаты”, чтобы пигментные проф. модели не выглядели слишком скудно на их фоне.
Но влиять на рынок конкретный человек не может, конкуренции нет, всё производится в рамках соглашений между корпорациями.
Если абстрагироваться, от потенциальных возможностей, оба принтера и Epson, и Canon показывают вменяемые результаты по цвету. Canon имеет преимущество в тенях, Epson в светах.
Искусственное ограничение по цвету, существенно снижает уровень влияния фотобумаг, дорогие фотобумаги просто не раскрывают свой потенциал. К примеру:
Canon PRO-100S + Pro Platinum (60 руб. Лист A4) - 754k dE
Canon PRO-100S + Славич (27 руб. Лист A4) - 712k dE